Социология науки

Социология науки
отрасль социологического знания, предметом которой являются многообразные и противоречивые взаимоотношения науки и общества в целом, науки и различных сфер общества; исследование социологическими методами закономерностей развития и функционирования науки как социального института, определенного типа социальной организации, а также исследование социальных структур научных учреждений и коллективов, социальных резервов повышения эффективности труда ученых, мотивов и стимулов их деятельности. Институциональная структура С. н. сложилась в начале 60-х годов. В рамках Международной социологической ассоциации была создана исследовательская группа, объединившая социологов, которые изучали социальную организацию науки и формы взаимодействия между учеными. Позже в США, Великобритании и ряде других стран были проведены обследования условий и форм вознаграждения в науке, особенностей состязательности между учеными, организации и эффективности научных групп.

Широко использовались контент-анализ биографий ученых с целью определения зависимости между социальным происхождением, образованием, политической и религиозной ориентациями, с одной стороны, и продуктивностью научного труда, успешностью научной карьеры, с другой стороны; частота цитирования (цитат-индекс) для изучения сети коммуникаций в науке, формирования относительно устойчивых научных сообществ, установления вклада ученого в развитие научной дисциплины; анализ документов, анкетирование и интервьюирование научных работников. В бурж. С. н. теоретические аспекты наиболее подробно разработаны Р. Мертоном. Согласно ему четыре основные социальные нормы принимаются работниками науки в качестве обязательных: универсализм (научный результат имеет силу для всех); организованный скептицизм (в науке нет непогрешимых авторов, равно как и утверждений, находящихся вне критики); всеобщность (истина принадлежит всем); бескорыстие (наукой занимаются ради нее самой, а основным видом вознаграждения считается признание коллег). К перечисленным иногда присоединяют еще две нормы: рационализм (стремление понять все обобщенно и абстрактно); эмоциональная нейтральность (требование с «холодной головой» относиться к любым утверждениям). В СССР социологические и социально-психологические исследования науки ведутся преимущественно по следующим проблемам: социальные факторы интенсификации научной деятельности; проблемы формирования ученого и научных коллективов; обеспечение развития новых направлений в науке; социальная структура научных коллективов; пути совершенствования условий и организации научно-исследовательского труда; социальный статус научного работника и научных дисциплин; образ жизни и социальный облик научной интеллигенции; мотивация научного творчества; социальные закономерности воспроизводства научных кадров; профессиональная мобильность в науке и др.

Обоснована ролевая концепция выполнения функций в научном коллективе: в эффективно работающих исследовательских группах ее члены выполняют ряд взаимодополняемых ролей критика, генератора идей, анализатора,синтезатора, разработчика. Исследования в рамках С. н. проводят подразделения Института социологических исследований АН СССР, Института истории естествознания и техники АН СССР. В Украинской ССР подобную работу выполняет Центр исследования научно-технического потенциала и истории науки АН УССР. Результаты многих социологических исследований науки освещаются в ежеквартальнике «Науковедение и информатика». Социология образования отрасль социологии, изучающая закономерности функционирования и развития образования как социального института. Выделяются два диалектически взаимосвязанных направления в исследовании проблем образования: внутрии внеинституциональное. Первое рассматривает социальные аспекты деятельности работников образования, педагогических и учащихся коллективов, социальную структуру и функционирование учреждений системы образования, проблемы планирования и управления, взаимоотношения педагогов и учащихся, закономерности социализации личности в учебном процессе, социальное положение и общественную роль учителей и преподавателей, их профессиональный статус.

Второе исследует социальные аспекты взаимодействия образования и других институтов общества производства, науки, культуры, политики,-связь образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие общественных отношений, эффективность трудовой и других видов социальной деятельности. Исследования в области С. о. позволяют определить зависимость системы образования от уровня развития производительных сил, экономических и технико-технологических факторов и установить оптимальное для конкретных условий соотношение между прагматической (профессиональной) и общегуманитарной функциями образования. С этой целью осуществляется изучение взаимосвязи общего и профессионального образования, структуры и целей средних профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений и их взаимодействия, характера и содержания учебных курсов и программ, соотношения специальных, профессиональных и общегуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Рассматривая взаимодействие системы образования как социального института с духовной жизнью общества, С. о. выходит па проблемы процесса социализации личности, места образования в системе ее культурных ценностей, социальных ориентации. В поле зрения С. о. оказывается анализ процессов сохранения и передачи знаний, формирования социальных норм, усвоения духовных ценностей, особенностей становления человека в системе образования, влияния образовательного уровня на образ жизни, формы и виды его жизнедеятельности. Значительное место в С. о. занимает проблема поведения человека в системе образования: его отношение к образовательным институтам, намерения и запросы, мотивы и стимулы образования, ориентации на получение знаний определенного круга и объема, выбор соответствующих учебных заведений.

Названные направления в С. о. неразрывно связаны с исследованием роли образования в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества. Это предполагает анализ структуры учебных заведений, различий между ними, преемственности между различными звеньями системы образования, например, между общеобразовательной, профессионально-технической школой, с одной стороны, и высшей с другой. В этом случае для анализа процессов воспроизводства социальной структуры общества становится необходимой информация о социальном составе учащихся всех звеньев системы образования, распределении выходцев из различных социальных групп по каналам и «этажам» образовательной системы, о шансах представителей всех общественных групп в получении высшего образования, которые определяются не только равной возможностью получения общего среднего образования, но и социальным происхождением. Изучение роли системы образования, как одного из главных условий социального прогресса в современном мире, как канала социальной мобильности, определяющего прогрессивные изменения в социальной структуре общества, является одним из главных направлений в С. о. При этом последняя изучает не только влияние образования на социальные процессы в обществе, но и структуру самого образования, ее «привязанность» к общественному и профессиональному разделению труда, соответствие актуальным и перспективным целям общества (запросам производства, науки, культуры). Исследования в области С. о. являются не только важным направлением в развитии социологической науки, но и существенным элементом социального управления, предпосылкой для проведения эффективной социальной политики.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Социология науки" в других словарях:

  • Социология науки — Социология науки  отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становление науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и… …   Википедия

  • социология науки —         СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ исследовательская область социологии, анализирующая взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой, обусловленность когнитивных форм, присущих науке, социокультурными условиями, типы поведения… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — англ. sociology of science; нем. Wissenschaftssoziologie. Отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования науки как соц. института; различные механизмы, обеспечивающие взаимодействие и интеграцию индивидов и соц. групп,… …   Энциклопедия социологии

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — яастная социология, наука и раздел науковедения. С.н. наука о ее взаимоотношениях с об вом, а также совокупность соц. отношений, складывающихся в процессе деятельности ученых и научн. коллективов по производству нового знания и ления путей его… …   Российская социологическая энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль социологии, изучающая социальные аспекты науч. деятельности на уровне как отд. науч. коллективов, так и общества в целом. Следует различать, т.о., С. н. в узком и широком аспекте. С. н. в современном ее состоянии относится к науковедч.… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — область социологических исследований, изучающих науку. Предметом изучения социологии науки выступают как внутренние отношения между учеными, обеспечивающие функционирование и развитие науки, так и взаимоотношения науки с другими институтами… …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — (sociology of science) раздел социологии, занимающийся изучением социальных процессов производства научного знания и его значений, включая технологию (см. также Социология познания; Наука; Социальное исследование науки). Начало разделу положила… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — отрасль социологии, изучающая Н. ( Наука) своеобразную сферу человеческой творческой деятельности, назначение которой выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — – область исследований, изучающих: 1) взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества; 2) типологию поведения ученых в различных социальных системах; 3) взаимодействие формальных и профессиональных неформальных… …   Философия науки и техники: тематический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»